Фото старого Коврова!МотоКовров
В.Туторский. Исторические заметки и предания о г. Коврове Ковров, уездный город здешней губернии, принадлежит к числу городов, открытых в царствование Императрицы Екатерины II. Местность, на которой возник г. Ковров, занята была прежде деревнею Елифановкою, а потом селом Рождественным, перешедшим в XVI столетии к Князьям Ковровым, давшим название этому селу и впоследствии самому городу. Князь Василий Андреевич Ковер был первым Наместником великой Перми. Князья Ковровы находились в родстве с Князьями Ромодановскими: это можно было видеть из копий с писем Князя Василия Андреевича Ковра из Перми, внесенных в записную книгу города Коврова, которая хранилась в Ковровской Градской Думе и сгорела во время пожара бывшего в 1834 году. Все эти письма могли бы дать средства к подробному раскрытию давно былого: в них много было интересного о нравах и обычиях Пермяков, их разные обряды и языческие верования. в ту же записную книгу включены были все сборы: денежные, хлебные, рыбные, звериные ловли и в особенности ловли бобровые, которые в прежнее время были здесь весьма значительны, что видно из отказных и раздельных грамот Князей Ковровых и межевых и полюбовных договоров. Неизвестно, долго ли Князь Василий Андреевич Ковер управлял областию великой Перми, но из надписи высеченной на надгробном камне над ним, который в числе других девяти камней находится на Ковровском кладбище в часовне, видно, что в 7039 (1531) году он погребен тут. Впрочем Василий Ковер не первый из Князей Ковровых; в хронологическом порядке памятников надписаны имена Князей Романа, Ивана, Алексея, Андрея, и уже его Василия и потом детей его Князей Семена, Ивана и Андрея. Хранились еще до пожара 1834 года поименные челобитные в сельцо Ромоданово Князьям Ромодановским (Ромоданово в 24 верстах от Коврова. Родовое кладбище Князей Ромодановских находится в слободе Мстере Вязниковского уезда) и в село Троицкое Князьям Пожарским (Село Троицкое в 7 верстах от Коврова. Здесь и доселе указывают на жилище Князей Пожарских и еще видны некоторые надгробные камни при Николаевской церкви что на Княжей стороне, в которую Князь Дмитрий Михайлович Пожарский на возвратном пути по очищении Москвы от Поляков приложил крест и полковый свой походный образ Святителя и Чудотворца Николая). В народе есть следующие предания о Коврове: в XII столетии при великом Князе Георгии Владимировиче Долгоруком основаны в здешнем крае многие селения и города; здесь поселился будто зверолов Елифанко для доставления Князю зверей и место его жительства получило название Елифановки. Великий Князь Андрей Георгиевич Боголюбский воздавая последний долг умершему родителю своему строением церквей и обителей во Владимире и вниз от города Боголюбова по течению реки Клязьмы на правом берегу ее, первую церковь построил во имя Спаса под названием что в Купалищах (Где были еще язычники и поклонялись богу — Купале), ко дню Успения Божией Матери Великий Князь прибыл к месту где ныне село Любец, имеющее самое живописное местоположение; место это полюбилось Князю; «любо здесь» сказал он и велел построить церковь во имя Успения Божией Матери; хотелось Князю побывать в Стародубе; от Любца он видел этот город, значительный в то время, — но обстоятельства отвлекли его к Князьям Суздальским. Великий Князь возвратившись уже зимою из Суздаля опять к Стародубу по случаю вьюги сбился с пути и прибыл в стан деревни Елифановки на канун Рождества Христова и приказал выстроить тут Рождественскую церковь; вьюга стихла, Великий Князь отправился к обедне в Стародуб (Ныне называемый Кляземский городок) отсюда он поехал далее и при устье реки Тезы и Мстеры приказал построить церковь во имя Богоявления Господня, где ныне Мстерская слобода. С тех пор, как Великий Князь приказал построить в д. Елифановке деревянную церковь, деревня эта получила название села Рождествина. Сын Елифана Васька Елифанов взялся срубить и поставить эту церковь и при освящении ее Великий Князь наградил его пустошами, лесами и лугами от реки от Нерехты и по Гремячий враг по Клязьме на кривой дуб и старую ветлу до Нерехты же, как это значится и в писцовых книгах Дьяка Михаила Трусова и Федора Витовтова, значит эти угодья переходили из рода в род под названием пустошей Елифановских. Частые набеги татар, беспокоившие жителей села Рождествина, вынуждали их укрываться в лесах; скопища Батыевы взявши Гороховец и Муром разграбили и сожгли село Рождествино; жители скрывались в двух верстах от него на Шириной горе (искусственные насыпи и доселе свидетельствуют об этом убежище жителей села Рождествина); в последующее время время от разных набегов вражеских многие из жителей этого села удалились в укрепленные города и будто бы поколение Елифановых переселилось в Суздаль, — этим предания оканчиваются. Из актов о Коврове сохранилась только следующая выпись из Суздальских писцовых книг Михаила Трусова и Федора Витовтова 136, 137 и 138 годов уже о селе Коврове, вотчине Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря: «Вотчина Спаса-Евфимиева монастыря село Коврово Рождественное тож, на реке на Клязьме, а в нем церковь Рождество Христово древяна вверх, да другая церковь Покров Пресвятыя Богородицы (Доныне в Рождественской церкви есть древний дубовый аналой; на нем вырезаны слова: «К образу Покрова Пресвятой Богородицы»), да придел Иван Рыльский Чудотворец древян клецки а в церквах образы и свечи, книги и ризы и колокола и сосуды церковные и всякое церковное строение монастырское и мирское, а у церквей поп Федор Лазарев, дьячек Матюшко Афанасьев пономарь Гришка Селиванов, проскурница Оленица Иванова дочь да церковный бобыль Сенька Денисов; в сележ двор монастырской (Двор монастырской находился, как видно, тут, где ныне выезд из города по Муромскому тракту и существует колодезь, под названием «монастырской») детеныш Сенька Фролов дворник монастырской Петрушка Алексеев прозвище Дружинка, да крестьян Антипко Фролов, Спиридонка Терентьев, Павлин Павлов и еще 28 дворов. Пустошь Васьки Елифанова пашни паханые середние земли 20 четвертей да перелогом и лесом поросло 10 четвертей в поле а в дву потомуж, сена по реке по Клязьме в Луке солоной да в Медведковой Луке, да в Рождественной Луке 150 копен, да в Оресцовой Луке половина острова Лукина лесу непашеннова в длину на полверсты, к селу ж Коврову припущено в пашню пустошь Ивонина, пашни перелогом, и лесом поросло 6 четвертей; к селу ж Коврову деревень: деревня Щекина, Салтаново с пустошами и разными землями. Да к селу ж Коврову монастырской рыбной ловли в реке Клязьме стрежень и заводи от реки от Нерехты да от кривой ветлы вниз по Гремячий враг, да по кривой дуб; озер: Букарево, озерко Мольцово, заводь в Клязьме реки Слюда, д в Медведковой луке озерко, а у него по обеим концам по озеринке заводь в Медведковой луке, заводь в Солоной луке, заводь Кукинская, озерко Рождественное». Владимирские губернские ведомости. 1857 (23 ноября). №47 с.251-253. краивеческий музей города КОВРОВА
Бабенки – имение героя войны 1812 годаДеревня с необычным названием Бабенки, которое многих, кто слышит его в первый раз, заставляет улыбнуться, прежде числилась в 8 верстах от Коврова, но сегодня от границы города до нее вдвое ближе. Поселение это, расположенное близ реки Нерехты, старинное. Не исключено, что именно Бабенки в качестве деревни «Бабайник» упоминается в грамоте 1568-1569 годов, когда князь Иван Васильевич Пожарский передал ее в Суздальский Спасо-Евфимиевский монастырь. Правда, в XVII столетии, когда в писцовых книгах упоминаются непосредственно Бабенки, данная деревня являлась владельческой, хотя случаи перехода имений от монастырей в казну с последующей поместной раздачей случались неоднократно. Вплоть до XIX столетия Бабенки принадлежали сразу нескольким помещикам. К примеру, в 1678 году в Бабенках, входивших в состав Медушского стана Владимирского уезда, было 14 крестьянских дворов, которыми владели сразу 7 дворян. Такая же ситуация зафиксирована и во время 1-й «народной переписи» при Петре I в 1719 году. Тогда в Бабенках насчитывалось 11 крестьянских дворов и 98 ревизских (мужского пола) душ. Совладельцами деревни являлись капитан Артемий Волчков, майор Михаил Сухотин, дворяне Федор Толстой, Никита Иевлев, Василий Секерин, Никифор Тепляков и Петр Языков. Сами они в Бабенках не жили, обретаясь в других имениях. Среди владельцев части деревни XVIII столетия известны земский комиссар Владимир Леонтьевич Грибоедов – двоюродный дед автора «Горе от ума», а потом его дочь Агафья Владимировна Грибоедова, вышедшая замуж за секунд-майора Михаила Васильевича Бабкина. В начале царствования Екатерины II население Бабенок состояло из 214 человек: 94 мужского пола и 120 – женского. В ту пору деревня входила в приход Успенского храма Любецкого монастыря, который в 1764-м был упразднен, а его церковь стала приходской. После образования в 1778 году Владимирской губернии Бабенки вошли в новоучрежденный Ковровский уезд. В это время доли деревни часто меняли своих хозяев, в числе которых были представители старинных дворянских родов – Колычевы, Сурмины, Маковлевы и Крюковские. К 1811 году Бабенками владели уже лишь трое помещиков: дочь В.Л. Грибоедова майорша Агафья Бабкина, штык-юнкер (офицерский чин в артиллерии, равный подпоручику армии) Абрам Петрович Крюковской и гвардии вахмистр Дмитрий Семенович Салтыков. В середине 1820-х гг. у всех этих помещиков части Бабенок выкупил отставной капитан Ладожского пехотного полка Петр Афанасьевич Маньков, герой войны 1812 года, участник сражений с французской армией при Смоленске, Бородино, Тарутино, Малоярославце и Дрездене. После победоносного окончания наполеоновских войн Ладожский пехотный полк прибыл на постой в Ковровский уезд. Бравый капитан Маньков женился на падчерице богатого местного помещика Сергея Алексеевича Безобразова Марии Алексеевне и получил в приданое средства для приобретения Бабенок. В отличие от предыдущих владельцев Маньков и его супруга поселились в Бабенках. Сохранилось подробное описание Бабенок за 1835 год. При деревне значилось 210 десятин (1 десятина равнялась 1,0925 га) пахотной земли, 102 десятины сенных покосов, 60 десятин дровяного леса. В деревне проживало 226 крестьян. Рядом стоял двухэтажный деревянный господский дом с надворными строениями и «две миткалевые светелки» – устроенная Маньковым ручная ткацкая фабрика на 100 станков. Поблизости на Нерехте находилась водяная мукомольная мельница о двух поставах. Бабенковские крестьяне платили господам оброк около 2000 рублей серебром в год, кроме того 200 рублей ежегодно приносила мельница и, как ни странно, еще 200 рублей – выловленная в Нерехте рыба! Доходность «миткалевых светелок» – неизвестна. Так или иначе, Бабенки ежегодно приносили помещикам с учетом натуральных поборов не менее 3000 рублей, в ту пору, когда жалованье ковровского уездного судьи (самого высокопоставленного чиновника в Коврове, эту должность, кстати, в 1830-1832 гг. занимал сам владелец Бабенок Петр Маньков) составляло всего лишь 300 рублей в год. Капитан Маньков скончался в 1857 году в возрасте 72-х лет. После него Бабенками единолично владела его вдова Мария Алексеевна, скончавшаяся в 1888-м на 87-м году жизни. Она в 1869 году перестроила водяную мельницу при Бабенках, которая с той поры стала иметь 4 водяных колеса и 3 мукомольных постава. После нее родительское имение унаследовал ее младший сын коллежский советник Дмитрий Петрович Маньков, с 1890 года служивший земским начальником 1-го участка Ковровского уезда, в состав которого входили и Бабенки. Однако 1 мая 1895 года 42-летний Д.П. Маньков был застрелен на охоте тогдашним мэром Коврова купцом 1-й гильдии Иваном Андреевичем Треумовым. Последним владельцем господской усадьбы в Бабенках стал внук героя Бородина статский советник Николай Михайлович Маньков, в 1895-м сменивший дядю на посту земского начальника и занимавший эту должность до революционного 1917 года. Сегодня от усадьбы Маньковых уцелело лишь несколько старых лип. К середине XIX века Бабенки были перечислены из прихода села Любец к Никольской церкви села Троице-Никольского, а с 1861 года вошли в состав Бельковской волости – от центра которой до деревни Бельково было лишь 2 версты. К 1904 году в Бабенках проживало почти 200 человек в 25 крестьянских дворах. С начала 1920-х гг. деревня стала центром одноименного Бабенковского сельсовета. К 1927 году этот сельсовет вошел в укрупненную Клюшниковскую волость, а после 1929-го влился в Великовский сельсовет Ковровского района. В 1935 году в Бабенках был создан колхоз имени ковровских революционеров Малеева и Кангина, позже вошедший в укрупненный колхоз «Искра». Девять бабенковцев погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Самый известный из них – уроженец деревни Бабенки летчик-штурмовик лейтенант Иван Васильевич Першутов (1920-1944), посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза. Иван Першутов родился 8 сентября 1920 года в Бабенках в крестьянской семье. В 1935-м окончил школу-семилетку, в 1939-м – школу ФЗУ в Коврове, где одновременно учился в местном аэроклубе. В 1940-м Першутов был призван в армию и направлен в Балашовскую летную школу. С мая 42-го в составе 525-го штурмового авиаполка 227-й штурмовой авиадивизии 2-й воздушной армии Иван Першутов воевал на Брянском фронте. Позже его часть сражалась на Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Заместитель командира эскадрильи лейтенант Першутов совершил 93 боевых вылета на штурмовку живой силы, боевой техники и других важных объектов противника и даже сбил вражеский самолет, был награжден орденами Отечественной войны 1-й степени, Красного Знамени и Красной Звезды. 9 января 1944 года лейтенант Першутов не вернулся с боевого задания. Только после освобождения территории Винницкой области, где упал его Ил-2, стали известны детали последнего вылета. При возвращении из авиаразведки самолет Першутова был атакован немецкими истребителями и подбит. Летчик, раненый и обожженный, покинул штурмовик на парашюте и приземлился на занятой врагом территории. Он отстреливался до последнего патрона. Ночью жители села тайно похоронили летчика на окраине села Калиновка. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм лейтенанту Першутову Ивану Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Именем Героя названа улица в Коврове (бывшая Малая Базарная), его память увековечена на Аллее Героев в городе оружейников. В 1961 году в Бабенках проживало 127 человек в 34 хозяйствах. В 1965-м рядом с Бабенками начал отстраиваться поселок Новый – центр основанного на базе нескольких небольших колхозов свинооткормочного совхоза «Ковровский». В итоге немало бабенковцев переселились в этот поселок, население которого к середине 1990-х гг. достигло почти 1000 человек, а в Бабенках к тому времени оставалось лишь 40 постоянных жителей. Теперь же большую часть домов в деревне занимают дачники.
|
Одно из наиболее живописных мест в Ковровском районе — это село Любец, что на правом берегу Клязьмы в нескольких километрах от Коврова. Украшением села по праву считается церковь с высокой колокольней, стоящая на его окраине. И мало кто знает, что этой церкви минуло уже 300 лет.
Основание Любца дошедшая до нас легенда приписывает великому князю Андрею Боголюбскому. Проплывая на ладьях со своей дружиной, Боголюбский причалил для отдыха к высокому берегу Клязьмы. Это место князю понравилось («любо здесь»), и он приказал выстроить храм во имя Успения Божией Матери. Однако в Любце люди жили за 200 лет до великого князя. Это были переселенцы из Киевской Руси, изнурённые постоянными набегами племён кочевников.К 1462 году относится первое документальное упоминание об Успенском монастыре, «что на Любецком рожку». Тогда великий князь Московский Иван III в своей грамоте указал, что Успенский монастырь подчиняется «государеву двору», а не митрополиту Московскому.В XVI веке в духовной грамоте князя Петра Пожарского упоминаются мужской Любецкий монастырь и монастырская Успенская церковь. Тогда же упомянут первый известный нам настоятель монастыря — игумен Симеон.В XVII веке Любецкий монастырь считался домовым патриаршим монастырём, а церковь Успения Пресвятой Богородицы упоминается с приделом великомученицы Параскевы Пятницы. В 1634 году в монастыре построена деревянная Никольская церковь, а через 10 лет ещё одна — в честь иконы Казанской Божией Матери. Этот храм простоял недолго и уже до 1653 года сгорел. Монастырь тогда был окружён деревянным забором, а в приходе монастырских церквей состояло 110 дворов.В 1692 году в описи Любецкого монастыря упоминается «церковь каменная и та каменная церковь не покрыта и внутри не построена». Точная дата постройки каменного храма неизвестна. Но известно, что построена она была вместо двух ветхих деревянных церквей. Освятили новую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Она простояла до наших дней, и сейчас её можно видеть с Никольским приделом и колокольней, которые построены позднее.В начале XVIII века Петр I начал сокращать монастыри. Маленькие обители, где число монахов не превышало 30 человек, либо объединяли с другими монастырями, либо совсем закрывали. Любецкий монастырь избежал участи закрытия и был приписан к Покровскому монастырю на реке Нерли. В 1722 году указом Святейшего Синода оба этих монастыря приписали к Николаевскому Волосову монастырю под Владимиром. Через пять лет Любецкий монастырь снова стал самостоятельным.По ведомости 1741 года при монастыре состояло всего 12 монахов вместе с игуменом. Эту немногочисленную обитель в 1749 году снова причислили к Успенскому Козмину монастырю.
В 1764 году уже Екатерина II во время проводимой церковной реформы, учреждая новые монастырские штаты, повелела упразднить маленькие монастыри, и Любецкий Синодальный мужской монастырь прекратил своё существование. К тому времени монастырский штат состоял лишь из одного человека — его настоятеля иеромонаха Феофилакта.В самом монастыре были две церкви: каменная Успенская и деревянная Никольская. При храмах размещались три братских кельи и одна настоятельская. Окружала монастырь деревянная ограда, а за ней находились некоторые хозяйственные постройки.По упразднении монастыря часть церковной утвари была передана в ризницу Владимирского кафедрального Успенского собора. В 1770 году каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя и чудотворца Николая обращена в приходскую. Первоначальный причт из двух священников, диакона, дьячка и псаломщика впоследствии был сокращён до священника, диакона и пономаря. В конце XIX века на своё содержание причт получал в год не более 850 рублей при 1320 прихожанах, проживающих в 400 дворах.Хранилось в Успенской церкви немало старинных икон и церковной утвари, оставшейся с монастырских времён. Самой почитаемой была большая храмовая икона Успения Божией Матери письма XVII века. Оклад и венцы на ней были серебряными, покрытые золотом. Другая икона Смоленской Божией Матери по преданию была перенесена чудесным образом в храм из лодки купца, проплывавшего по Клязьме и заночевавшего у Любца. На образе был серебряный оклад, но в 1830 году его перенесли на список с этой иконы, а к оригиналу тайным советником Михаилом Тихонравовым была приложена бархатная риза с нанизанными на неё 500 жемчужинами.Также от монастыря в церкви сохранялся старинный медный крест, покрытый серебром. В богатой храмовой библиотеке хранилось Евангелие печати 1634 года, а также Триоди постная и цветная московской печати 1693 года и Апостол 1694 года.С середины XVII века известна Успенская ярмарка, проводимая при монастыре. Для этого у его ворот были поставлены «восемь шалашей» для торговли в них, «а пошлины собирают на монастырь». В 1741 году эти пошлины с купцов составляли 83 рубля 80 копеек. С упразднением монастыря Успенские ярмарки не прекратились и даже наоборот, с течением времени их размах увеличился. В 80-х годах XVIII века в Любец съезжалось до 1000 человек, среди них были купцы из Шуи и Суздаля. В середине XIX века Успенской церкви принадлежали более 65 торговых лавок, стоящих на церковной земле. В конце XIX века ярмарка в Любце стала проходить в два дня. На продажу выставлялась мануфактура, железный и кожевенный товар, рогатый скот и мёд. Его привозили особенно много. Тогда всего товара доставлялось на сумму до 10000 рублей. В начале 1930-х годов Успенские ярмарки в Любце прекратились.Успенская церковь продолжала действовать до 1935 года. Богослужения хотя и совершались, но на каждое из них требовалось особое разрешение от местных властей. В 1937 году арестовали последнего любецкого иерея и церковь опустела. 29 июля 1941 года Ковровский районный Совет народных депутатов принял решение о закрытии и ликвидации церкви с передачей её здания Бельковскому сельскому совету (Бельково — приходская деревня Успенской церкви). Ключевые аргументы в деле о закрытии любецкого храма были следующими: «церковь в культовых целях общиной не используется в течение ряда лет, находится в бесхозяйственном состоянии, причитающиеся с общины платежи государству не вносятся». Низкой ложью было заявление о том, что о закрытии церкви ходатайствовали граждане «этого прихода». В декабре 1941 года тот же Совет народных депутатов своим постановлением передал «бывшее молитвенное здание в селе Любец» в аренду Ковровскому отделению «Лесзаготтекстиль». В здании Успенской церкви разместилась тюрьма. Днём заключённые исправительно-трудовой колонии №2 заготавливали дрова для ковровской фабрики имени Абельмана, а ночь они проводили за метровыми стенами любецкой церкви — надёжнее тюрьмы и не придумаешь. Позднее церковь совсем забросили.Долгое время Успенский храм представлял собой жалкое зрелище. При разграблении церкви был уничтожен четырёхъярусный иконостас, растащено всё церковное убранство, включая уникальные иконы и книги. Ограда вокруг кладбища полностью разобрана, а само старинное кладбище поглотили свежие могилы как местных жителей, так и ковровчан.Погибающий храм был отреставрирован благодаря хлопотам писателя, князя Сергея Михайловича Голицына, жившего в Любце. Успенская церковь была объявлена памятником архитектуры, охраняемым государством, но и это не останавливало вандалов, постоянно выбивавших запертую дверь в церковь и проникавших внутрь.В 1995 году указом епископа Владимирского и Суздальского Евлогия церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы села Любец была приписана к ковровскому Иоанно-Воиновскому храму. Заботами ковровского благочинного здание церкви было приведено в порядок. В тёплое время года в храме совершается богослужение по Двунадесятым и Великим праздникам. Храм поддерживается в относительном порядке, внутри появились иконы и немного мебели для проведения богослужения.Постепенно возрождаясь, церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы приобретает свой исторический облик, устояв среди бурь и невзгод, по-прежнему украшая Любец.
|
ГОРОД--ВОИСКОЙ СЛАВЫНаши ветераны прошли тысячи километров фронтовых дорог. Тысяча мужчин ушли на фронт, а женщины встали к станкам.Ковровчани вносили свой вклад в ПОБЕДУ.Сотни тысяч единиц оружия.миллионы комплекто боеприпас были отправлены на фронт. " Все для победы"-этот девиз на долгие четыре года определил жизнь Коврова. МотоКовров
КОВРОВ В ЦВЕТЕ
|
|
|
|